Большие
нарды
Официальные
правила турнира
Формат игры
– «длинные нарды»
1. Общие положения и правила
1.1 Количество
игроков и доска.
В игре принимают участие только два
игрока. Игра проводится на специальной доске с 24 лунками, разделенной на две
половины (левую и правую). Количество игральных «шашек – нард» на доске по 15 у
каждого игрока, шашки расставляются по своей части доски, вдоль правой ее
стороны, одна над другой (в виде башни). Количество кубиков (зар) – два.
1.2 Положение
нард на игровом поле.
Начальное расположение шашек вдоль
игральной доски одна над другой, называется термином «Голова» . Голова – это
положение игральных шашек, при котором все шашки игрока расположенные одна над
другой на своей части доски, вдоль правой ее стороны, по правую руку каждого
игрока. Построение «головы» начинается не с ближней лунки, расположенной ближе
к игроку, а с дальней лунки начальной четверти доски каждого игрока. Ход – съем
шашек с этого положения, называется термином «Ход с головы». За один ход с
головы (в Больших - нардах) можно взять только одну шашку, вне зависимости
выпал дубль или нет!
1.3 Право
первого хода.
Право первого хода, разыгрывается
жребием. Каждый игрок бросает по одной кости (заре). Тот игрок у кого выпало
большее количество очков на кости (заре) и имеет право первого хода. В случае
выпадения одинакового количества очков, проводится повторный жребий.
1.4 Ход игроков.
Ход игрока – это бросок зар, а так же
передвижение своих шашек после броска.
1.5 Броски «зар»
Зары, следует бросать из специального
игрового стаканчика. Бросать необходимо так, чтобы зары упали только на одну
половину доски и устойчиво легли только на плоскость доски. Не допускается
падение зар на разные половины игральной доски или за ее пределы. Если зары
упали на разные половины игральной доски или за ее пределы или на элементы ее
конструкции, или не легли полностью на плоскость доски, согласно данному пункту
правил, игрок должен заново выбросить зары.
1.6 Завершение
хода.
Зары лежат на доске до завершения хода.
До тех пор пока игрок полностью не завершил свой ход. Ход считается
завершенным, после передачи зар сопернику, либо после нажатия кнопки турнирных
часов. Игрок имеет право изменить свой ход, пока зары не переданы сопернику,
или не нажата кнопка часов. Если ход при этом оказался незаконченным или
противоречащий правилам, оппонент имеет возможность принять ход в том виде, как
он сделан, либо потребовать от игрока сделать правильный ход.
1.7 Перемещение
нард приоритет больших и меньших чисел «зар»
В процессе игры шашки двигаются против
часовой стрелки. Игрок кидает одновременно два зара «кубика». После броска,
игрок передвигает любую из своих шашек на число лунок, равное выпавшему числу
одного из зар, а затем, одну любую шашку на число лунок, равное выпавшему числу
другого зара. То есть, если на одном заре выпало «три», а на другом «пять» то,
соответственно, можно передвинуть одну свою шашку на три лунки, а другую на
пять лунок. Также, можно передвигать одну шашку на восемь лунок. Какой ход первым делать, большее выпавшее число или меньшее,
не имеет значения. При этом с головы можно брать только одну шашку.
Когда игрок бросает зары, то он обязан передвинуть свои шашки только в
соответствии с выпавшими очками. Если в лунке стоит шашка соперника, то в эту
лунку ставить свою шашку категорически нельзя. Ходить надо строго на то число
очков, которое выпало на зарах.
1.8 Направление и
правило перемещения нард.
После броска игрок обязан передвинуть
(«походить») две свои шашки только против часовой стрелки, на столько лунок,
сколько очков выпало на каждой из костей (зар). Вместо ходов двумя разными
шашками, игрок имеет право сделать два хода одной шашкой.
1.9 Сгорание
очков.
Если ход на выпавшее количество очков
не возможен, то эти очки «сгорают». Но, если возможность хода имеется, то игрок
обязан, даже в ущерб себе, использовать все выпавшие на зарах очки.
1.10 Правило
большего количества очков.
Правило большего количества очков (или правило полного хода). Если в игре сложилась
такая ситуация при которой игрок может
совершить только один ход (например 3 или 6), то в этой ситуации игрок
должен совершить ход с перемещением
шашки на большее количество лунок (т.е на 6). Данное правило распространяется и
на выпавшие дубли, даже если ход игроку не выгоден.
1.11 Дубль.
При выпадении дубля на зарах (т.е 2х2,
3х3, 4х4, и.т.д) игрок «ходит» четыре раза! Т.е, если например у игрока выпал дубль 2х2, то он
выполняет четыре хода по два. Игрок может выполнить ход четырьмя разными шашками походив каждой на
две лунки. Либо например выполнить ход двумя шашками походив на четыре лунки
каждой, либо одной шашкой на 8 лунок (включающей в себя соответственно сразу
все четыре хода дубля 2х2). При выполнении дубля игрок имеет право снять с
«головы» только одну шашку!
1.12 Создание
блоков.
Запрещено выставлять блок из шести
шашек! В процессе игры, игроки с каждой стороны не имеют право, полностью
перекрывать друг другу поле для хода. Т.е создавать такую ситуацию
«запирания» своему сопернику при которой заняты все шесть лунок, следующих за его
шашкой. Игрок, не имеет права, своему
сопернику полностью закрывать своими шашками все шесть лунок на всех игральных
половинах доски, до тех пор, пока его соперник не переведет все свои шашки в
свой «дом» . Каждый игрок согласно настоящих правил, обязан
оставить хотя бы одну лунку свободной.
Т.е игрок, не может закрыть
полностью поле на все шесть лунок! Хотя бы одна лунка должна быть свободной.
Это важный момент проекта «Большие - нарды».
1.13 Пропускание
хода.
На одно поле позволяется ставить
произвольное количество шашек. На лунку занятую соперником свою шашку ставить
нельзя. В ситуации когда шашки не идут, то есть игрок не может их передвинуть
на то количество лунок, которое выпало на зарах (шашки попадают на занятые
лунки), все очки пропадают и игрок пропускает ход. В ситуации когда можно
сделать ход на количество лунок, которое выпало на одном из заров, и нельзя
переместить шашку на число лунок выпавшее на другом заре, выполняется только
возможный ход, а очки второго теряются.
2. Цели и задачи игры
2.1
Цель и задачи игроков.
Игрок должен постараться в течении всей
игры, постепенно ход за ходом перевести по кругу все шашки (начиная с головы) в
противоположную (от головы) часть игрового поля, называемую термином
«Дом». т.е должен постараться первым
пройти всеми своими шашками полный круг (против часовой стрелки), собрать их
все в «своем доме» и приступить к финальной части игры «выбрасыванию» Тот
игрок, который первым «выбросит» все свои нарды является победителем игры.
2.2
Дом игрока (определение).
Дом – это конечный маршрут «нард
–шашек», перед выбросом с игрового поля. Дом располагается в противоположном,
положении от той части доски, на которой находится основание головы. Игрок не
имеет права «выбрасывать» «шашки-нарды» не заведя их полностью, в полном
составе (в количестве 15 штук) в свой дом.
2.3
Запрет на «выброс»
Игрок не имеет права «выбрасывать»
«нарды - шашки» не находящиеся в его доме. Выбрасывать «нарды - шашки» можно
только из своего дома.
2.4
Выбрасывание нард (определение).
Термин «Выбрасывать» означает удалять
шашки непосредственно с лунок дома, с тех лунок дома, номера которых выпали на
зарах. Например, на зарах выпало 6х4, следовательно, удаляем с игрового поля (с
лунок дома) две шашки, одну с 6-й лунки, а другую соответственно с 4-й лунки.
«Нарды - шашки», «выбрасываются» с высшего разряда лунки (№6) по низший разряд
лунки (№1). Разряд лунки – это ее номер (№1,2,3,4,5,6 )
2.5
Выбрасывание нард по очкам.
Выброс «нард –шашек» происходит
следующим образом. Игрок имеет право снять с доски шашку, которая стоит на
лунке, соответствующей числу выброшенных на зарах очков. Например, если выпало
6-3, то, игрок может вывести с доски одну шашку с 6-й лунки и одну шашку с 3- й лунки (три можно
сыграть с 6, 5 или 4 лунки).
2.6
Ход вместо «выбрасывания»
Если на лунке определенного номера
(выпавшего на зарах) нет шашек, она пустая и выкидывать соответственно нечего,
то в этой ситуации игрок может совершить ход другой шашкой на то количество
лунок число которых выпало на зарах. Например выпало 6х2, на 6-й лунке есть
нарды и мы соответственно выбрасываем одну шашку, а вот вторая лунка пустая и
выбрасывать нечего, в этом случае игрок может любой шашкой
совершить ход
(походить) на две лунки
2.7
Право на ход вместо «выбрасывания»
Игрок на свое «тактическое» усмотрение
может не «выбрасывать» шашку номер лунки которой выпал на зарах, а вместо
этого, совершить ход этой же, либо другой шашкой, ровно на то количество лунок
которое выпало на зарах. Т.е в процессе «выбрасывания» «нард -шашек» из дома,
игрок имеет полное право использовать очки которые выпали на зарах по своему
собственному, тактическому усмотрению. Он может сыграть шашкой в доме или
«выбросить» ее.
2.8
Приоритет при «выбрасывании» нард.
Нарды выводятся начиная с высшего
разряда лунки (т.е с 6 –й лунки) по низший разряд. В процессе выведения шашек с
собственного дома, разрешается выводить шашки с лунок низшего разряда, если в
лунках высшего разряда шашек нет. Например, если у игрока на зарах выпало 6 -5,
а на лунках 6 и 5 нет шашек, то игрок может вывести из дома две шашки со следующей по порядку четвертой лунки, если же
и там нет шашек, то тогда с третьей лунки, если и там нет, тогда со второй
лунки, и.т.д. Партия заканчивается.
3. Определение победителя – Счет в
игре
3.1
Определение победителя.
Победителем
в игре становится тот, кто первый «выбросит» все нарды из своего «дома». Счет
победителя в игре имеет свои разновидности, не влияющие на результат его победы
(победный результат), но, определяющие его тактический уровень, грамотность и
тактическую силу. Различные положения счета в игре («оин» и «марс») определяют
только одного победителя.
3.2
Положение «Оин»
«Оин» - положение при котором
проигравший игрок сумел выкинуть хотя бы одну шашку (0-1)
3.3
Положение «Марс»
«Марс» - положение при котором
победитель выбросил все свои шашки, а его проигравший соперник, не сумел
выбросить ни одной.
3.4 Положение
«Ничья»
«Ничья» - такого термина как «ничья» в
проекте «Большие - нарды» равно как и в классической игре не существует! Побеждает
тот кто первый «выбросит» все шашки. Большие – нарды это
«бескомпромиссный спор», в котором обязательно должен кто то выиграть. В качестве справочной информации стоит
отметить, что на международных турнирах действительно есть такой термин как
«ничейный результат». Все определяется приоритетом первого хода. В
международных турнирах белые фишки всегда ходят первыми без «жеребьевки»
первого хода и допускается для черных совершить
окончательный ход, после хода белых. Если возникает ситуация, при которой два
игрока выбросили фишки за одинаковое количество совершенных ходов, то
объявляется ничья. В проекте «Большие – нарды» первым ходит тот, у кого в
результате начального жребия выпало большее число на зарах и последнего хода
как в международных турнирах не предусмотрено. Следовательно, побеждает тот кто
первый «выбросит» все нарды.
3.5 Положение «Кокс» и «Домашний марс»
«Кокс» и
«Домашний марс». В проекте «Большие
нарды», нет других результатов кроме «йон» (одно очко) и «марс» (два очка).
Такие распространенные термины как «кокс» (три очка) и домашний марс (четыре
очка) к правилам данного турнира никакого отношения не имеют и официально
отсутствуют согласно настоящим правилам.
3.6 Фиксация счета.
Фиксация счета.
После проведения игры данные счета записываются на отдельном бланке результата
(протокол игры) с указанием даты, номера игры, номера сезона, фамилий
участников и росписью участников и судей. Данный документ является приоритетным
при рассмотрении различных возможных спорных ситуаций.